Художественная реставрация

Как сэкономить на реставрации

На написание этой статьи меня побудила история, которая произошла с нашими заказчиками этим летом. И, к сожалению, нельзя сказать, что эта история со счастливым концом. А как много подобных историй произошло, а заказчикам уже стыдно было обращаться к нам за помощью и мы просто не знаем об этом?

Пролог

В начале этого лета (2017 год) в наш салон по вопросу реставрации картин и рам обратилась семейная пара, которая желала отреставрировать две замечательные картины, великолепные произведения в стиле немецкого романтизма от скромного художника, который, к сожалению, не оставил на холстах ни своего имени, ни года. Картины XIX века были вывезены из Германии в качестве трофеев и длительное время хранились на чердаке в сельском доме где-то на Украине. И уже в наше время были ввезены в Россию. Одна картина хорошо сохранилась, а на второй было несколько прорывов и незначительных утрат. И, вроде, ничего страшного, да только картины написаны на очень тонком холсте, который со временем и из-за неправильного хранения прохудился и требовал полной дублировки (наклеивания на новый холст). Я не буду вдаваться в подробности, но дублировка - процесс сложный и ответственный, она требует подбора холста соответствующей зернистости и строгого соблюдения всех процессов. Нами работа по полной реставрации картины была оценена в районе 50 000р., и заказчики взяли паузу для рассмотрения нашего предложения.

Ниже приведены несколько фотографий картины до реставрации:
Общий вид картины до всех вмешательств, живопись в очень хорошем состоянии
Небольшие прорывы
Еще прорыв и повреждение холста

Часть 1. Экономия

По всей вероятности, посчитав, что "барыги из da Vinci совсем обнаглели людей честных до нитки обдирать", заказчики решили сравнить цены на реставрационном рынке и попали на сайт к небезызвестному частному "реставратору" (кавычки тут не случайно, дальше поймете), чье имя называть прилюдно мы не будем, ведь о конкурентах либо хорошо, либо никак. И вроде человек приятный, и отзывы хорошие, и корочками в лицо тычет, а толку? "Реставратор" приехала к заказчикам, повосторгалась картиной и объявила, барабанная дробь...- 18 000 р. Заказчики рады! Сэкономлено 32 000 р., а, как говориться, сэкономленное = заработанное. Вот только радость была недолгой. Картину забрали из реставрации и, простым языком говоря - картина испорчена! Весь холст в фалдах (волнах и пузыриках) и картина покрыта ужасным мерзким глянцевым лаком, да так обильно, что в солнечные дни напоминает скорее зеркало, чем замечательный летний пейзаж.
Надо было постараться сфотографировать, чтобы хоть как-то картину было видно
Толстый слой лака
Фалды и очень-очень много лака

Часть 2. Скупой платит дважды

После этого заказчики, чуть ли не в слезах, снова решили позвонить мне и проконсультироваться, так ли должна выглядеть картина после реставрации и точно ли все выполнено правильно, а то им не нравится результат, мягко говоря. Я поехал к ним домой, и от увиденного плакать захотелось уже мне - этот ужас сложно описать словами (да и зачем говорить, когда выше представлены все фото). Первое, что бросилось в глаза - глянцевый лак, покрывающий картину слоем, который близится к тому, каким слоем покрывают шоколад батончика "Сникерс" (сам не понимаю, откуда у меня эта ассоциация), второе - это фалды и неровности по всей поверхности картины, где-то больше, где-то меньше. Третье - это холст, на который сдублирована картина. Этот холст достоин отдельного рассказа, да это самый дешевый холст, который я когда либо видел в реставрации (точнее говоря, я такого не видел никогда)! Это просто самый дешевый холст из магазина для художников. Размер зерна раза в 4 превосходит размер зерна холста, на котором написана картина. При дублировке не соблюдались процессы или был использован неправильный клей, из-за чего он просочился через холст сзади (фото ниже). Ну а четвертое - то, что "реставратор" даже не стала обеспыливать холст перед покрытием лаком и оставила всю грязь навечно запечатанной в картине. После моего осмотра и предварительных измышлений было принято решение везти реставратора лично, т.к. случай из ряда вон. После досконального изучения реставратором был обнаружен еще ряд косяков с утратой красочного слоя и холста.
Вврху холст родной (мелкозернистый), а под ним...
Так выглядела картина сзади
Так выглядела картина сзади
Следы клея на дублировочном холсте

Часть 3. А делать-то что?

Нами было озвучено 2 цифры:

70 000 р. - полная переделка с раздублировкой и дублировкой на новый холст (и не удивляйтесь, что переделать стоит дороже, чем делать с нуля, работы больше в разы).

17 000 р. - мы попытаемся (без гарантий, но ооочень будем стараться) разогнать клей между холстами из-за излишков которого возникли фалды (волны и пузырики) на холсте и максимально снимем/утоньшим лак и покроем нормальным лаком по собственному рецепту реставратора.

Остановились на втором варианте и в четвертый раз я уже ехал забирать картину и подписывать договор. Картина ушла в работу. Вскоре стало понятно, что с крупными фалдами сделать ничего не получится из-за особенностей холста, что мы и предполагали и объясняли заказчику. А вот с лаком все получилось лучше некуда. Сам по себе правильный лак снивелировал часть проблем и картина стала выглядеть гораздо лучше!

Судите сами:
Общий вид картины после нашего вмешательства
Лак теперь смотрится гораздо лучше
Как и предсказывали - полностью от фалд из-за излишков клея избавиться не удалось, но получилось уменьшить их раза в два

Эпилог. Выводы

Связываться с частниками, которые не заключают договор, а дают какие-то расписки, не выдают чеки по требованию и, соответственно, не несут никакой ответственности перед заказчиком следует избегать. Да, обращаясь в фирму вы можете переплатить, но будете уверены в работе и в ответственности. Всегда помните, что скупой платит дважды.

Для заказчиков

1. Требуйте договор, в котором все прописано, есть перечень работ, лист осмотра и закрываться который может только подписанием акта выполненных работ.

2. Уточняйте, какие материалы будут использоваться и какие процессы будет производить реставратор над вашим произведением.

3. Запомните!!! В стоимость реставрации входит: материалы, маркетинг (реклама и т.д.), аренда, рабочее время мастера. Если вы торгуетесь с реставратором или ищете подешевле, то чем, думаете, будет достигнута экономия? Маркетинг и аренда даже в счет не идут, как постоянные единицы. Стоимостью часа работы мастера? Вряд ли. Рабочим временем? Наверняка. Материалами? Бинго! В первую очередь экономить будут на материалах, и, если мы на условную работу потратим только материалов примерно на 16 000 р., а другой "реставратор" выполнит всю работу за 18 000 р., то качество просто не сможет быть на высоте, да даже посерединке - с трудом. Работа будет выполняться второпях и с экономией. Хотите качества? Обращайтесь к профессионалам и не торгуйтесь. Хотите подешевле? Ну, терпите... Жестко? Ну простите, не в сказке живем.

Для "реставраторов"

Госпожа "реставратор", выполнившая эту похабную работу, я знаю, что Вы читаете этот текст. Пристыдитесь и верните людям их деньги, а в дальнейшем, если руки растут не из того места, то не беритесь за работу, которую заведомо запортачите, и не портите рынок своими ценами.

Всех остальных "реставраторов" тоже касается!

Накипело...
База знаний Реставрация картин