Консервационное оформление графических произведений искусства

  Под термином графические произведения мы понимаем произведения на бумаге большого художественного, исторического и/или  эмоционального значения, для которых оформление в раму имеет основной целью защиту, консервацию на длительный период, как правило это значение составляет не менее 20 лет. Основой принципа консервационного оформления является его полная обратимость, это означает, что графическое произведение можно извлечь из рамы в любой момент без повреждения.

   Консервация в первую очередь необходима для замедления процессов порчи графических произведений.

      Консервационное оформление призвано защитить графическое произведение от таких пагубно воздействующих факторов, как УФ-излучение, кислотность воздушной среды, пылевые и другие загрязнения, насекомые и резкие изменения микроклимата.

      Главная задача специалиста профессионального багетного салона распознать графические произведения, которым требуется консервация и грамотно объяснить заказчику важность данной процедуры и возможные последствия отказа от консервации.


 

Повреждения, которые чаще всего встречаются у графических произведений:


  1. Обесцвечивание и выцветание - это повреждение вызвано светом (прямые и непрямые солнечные лучи и люминесцентные лампы) Под воздействием света компоненты целлюлозы бледнеют, желтеют, темнеют и пересыхают (становятся ломкими). Солнечные лучи делают бледными пигменты и изменяют их цвет. Например зеленый пигмент может стать синим. Повреждение необратимо.
  2. Образование волн и морщин - при изменении температурно-влажностного режима бумага имеет свойство расширяться и сужаться. Для обеспечения этого процесса графическое произведение не должно быть жестко закреплено в раме.
  3. Фоксинг - до сих пор наукой полностью не изучен принцип образования рыжевато-бурых пятен на бумаге. Это повреждение может быть подвергнуто реставрации, но спустя 5-20 лет (в зависимости от условий хранения) фоксинг вернется на свои "законные" места на бумаге.
  4. Темные пятна - могут быть вызваны неправильным оформлением и/или хранением графического произведения. Могут образовываться в следствии миграции кислот с паспарту на графическое произведение. Повреждение может быть подвергнуто реставрации.
  5. Физические повреждения - часто присущи бумагам из древесной целлюлозы из-за структуры их волокон. Могут возникать в том числе и от воздействия света, влажности и высоких температур. Подлежит реставрации.


 

Консервация может обеспечить длительную сохранность произведения графического искусства при соблюдении нормальных условий хранения:


  1. Произведение не должно подвергаться воздействию прямых солнечных лучей
  2. Температура должна быть в пределах 10-25 градусов
  3. Относительная влажность 40-60%


 

Что такое PH и какое значение имеет показатель кислотности при оформлении предметов графического искусства.

Значения PH:

0-6 - кислотный PH

6,5-7,5 - нейтральный PH

8-14 - щелочной PH

 

Все применяемые материалы при оформлении графических произведений должны иметь нейтральный или щелочной PH, т.к. Повышенная кислотность является причиной многих повреждений графического произведения. Если в каких-то элементах оформления невозможно избежать кислотного PH (например древесина - багет, слип), то эти элементы должны быть буферизированы (экранированы) для избежания миграции кислот с них на графическое произведение.

 

Проверить PH материалов можно с помощью специального тестинг-маркера просто проведя полоску по материалу. Если полоска желтеет или не проявляется - это материал с кислотным PH, а если становится фиолетовой, то данный материал имеет щелочной PH.

 

Фиксация графического произведения на заднике

 

Обычно фиксация производится посредством установки произведения Т-образными крепежами, выполненными из консервационных материалов (рисовая бумага, хлопок, лен) и имеющих бескислотный клей, который активируется водой.

 

Лента Т-образного крепления не должна заходить на графическое произведение сзади более, чем на 5 мм. Лента должна быть слабее бумаги на которой выполнено графическое произведение для того, чтобы в случае удара рамы порвалась лента, а не графическое произведение.

 

Использование музейных стекол

 

Стекло должно быть отдалено от графического произведения не менее чем на 1,5-2 мм., стекло должно защищать от УФ лучей, чем выше эта защита, тем лучше.

 

Защита от УФ разными видами стекол:

Стандартное стекло 2мм - 27%

Музейное стекло Light UV60 2мм - 60%

Музейное стекло UV70  2мм- 70%

Музейное стекло UV90 2мм - 90%

Музейное стекло Protect 4,2 мм - 99,9%

Оргстекло Plexiglass 2мм - 99,9%

 

Буферизация (экранирование) четверти багета и слипа

 

Стандартный метод буферизации подразумевает под собой оклейку четверти багета и основания слипа специальной алюминиевой пленкой. Дополнительно четверть может быть оклеена музейным картоном с щелочным PH

 

Защита графического произведения с тыльной стороны и задники

 

Для задника допустимо использование только картонов с нейтральным, а желательно щелочным PH . Если графическое произведение не пакетировано в сэндвич, то стык задника и рамы должен быть проклеен гуммированной беспилотной бумагой для препятствования проникновения пыли и насекомых.