История рам (поэтапное развитие рам в Европе и России)

История рам, как и искусства живописи, уходит в далёкое прошлое. Период первого зарождения рам приходится на 3 – 4 век до н. э.


Прототипы рамы использовались для оформления книжных обложек, в виде резьбы на слоновой кости.

Немного позже ими стали обрамлять алтари. К этому периоду времени относится расширение функциональных особенностей рам. Они выступали не только в качестве декоративного элемента, но и выполняли защитную функцию и концентрировали внимание на внутреннем содержании. Их украшали золотом и натуральными камнями, наносили сложные, затейливые узоры.

Первую отделенную раму (независимую от содержания) создал итальянский живописец Gentile da Fabriano в начале 15 века. А уже в 15-16 веках получила развитие портретная живопись, что не вписывалось в пределы религиозной тематики и повлекло за собой создание новых рам. Для обрамления портретов стала применяться кассетная рама.

Дизайн рамы Барокко отражал всю роскошь и вычурность жизни королевского двора 17-го века. Чуть позже рамы стали изготавливать в более легкой и изящной форме. Этот период отмечен стилем Рококо и считается пиком мастерства багетных искусников, когда некоторые обрамления стоили дороже, чем сами картины.

В советской России художественная рама отождествлялась с буржуазными излишествами, поэтому вместе с дворцами было уничтожено и все их убранство. Впервые вопрос по изучению истории рамы в России поднялся в 2005 году нашел отражение в выставке в Русском Музее.